Skip to main content

Поиски «чужого»

Российский закон, запрещающий “пропаганду гомосексуализма” касается не только меньшинств. Этот закон и гомофобия в целом делают реальные проблемы невидимыми, и служат для прикрытия серьезных изменений в обществе, где огромное количество семей уже могут быть описаны как “однополые”, - пишет российский журналист Наталья Афанасьева.

Credits Text: Наталья Афанасьева December 16 2014

В начале ноября в Санкт-Петербурге был демонтирован памятник Стиву Джобсу. Произошло это после того, как нынешний глава компании Apple Тим Кук совершил coming out. Двухметровая копия айфона с сенсорным экраном, установленная во дворе Университета информационных технологий в прошлом году, была признана "пропагандой гомосексуализма". Эта, казалось бы, совершенно абсурдная, нелогичная история очень красноречиво описывает отношения россиян к гомосексуалам. По сути российская гомофобия - попытка общества, которое находится в состоянии стресса, найти виновного во всех неудачах, агрессии и неудовлетворенности. А сексуальная принадлежность здесь совершенно ни при чем.

В Советском Союзе гомосексуальность считалась преступлением, отмена уголовного наказания за «мужеложество» произошла лишь в 1993 году, а психическим заболеванием гомосексуальность официально перестала признаваться в 1999-м.

И вот, спустя десятилетия выяснилось, что в представлениях большинства россиян однополые отношения по-прежнему считаются чем-то преступным или извращенным. В феврале 2013 года аналитический центр «Левада» провел исследование. Выяснилось, что относительное большинство россиян считает, что гомосексуализм - это болезнь, которую надо лечить (34%). Причем, 16 процентов опрошенных полагают, что это врожденный порок, и столько ж е предполагают, что человек становится гомосексуалом под воздействием извне. При этом, 16 процентов россиян считает, что геев следует изолировать от общества, 27 процентов полагают, что им надо оказывать психологическую и иную помощь , а 22 процента - что их надо принудительно лечить.

Впрочем, до недавнего времени, высказывать вслух такие мысли было не очень принято. Казалось, что жители России, не особо и интересовались однополыми отношениями . Обострение темы гомосексуальности произошло совершенно внезапно , без какого-то видимого повода в 2012 году, когда в Санкт-Петербурге был принят закон о запрете гомосексуальной пропаганды среди несовершеннолетних. По-началу, это выглядело как политический пиар, по-своему, успешный - инициатор этого закона Виталий Милонов из рядового регионального депутата в одночасье стал не только известен стране, но и прогремел на весь мир. Но достаточно быстро стало понятно, что этот, казалось бы, столь далекий от реальных нужд и проблем людей закон, находит горячий отклик у большинства россиян.

По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), 86% населения России поддержало питерский закон. При этом только 6% опрошенных заявили, что сталкивались с пропагандой гомосексуализма.

Думаю, что если бы их попросили объяснить: что такое «пропаганда гомосексуализма», даже эти шесть процентов не смогли бы сделать этого: гей-парады в России не проводились, никто из известных людей публичных признаний не делал, в школе уроки сексуального воспитания не проводятся, а уж тем более на разговоры про нетрадиционные отношения наложено строжайшее табу.

Тем не менее, опираясь на новый закон, было возбуждено несколько судебных разбирательств.

Самое заметное из них – суд над певицей Мадонной и организаторами ее концерта в Санкт-Петербурге. На этом концерте Мадонна в знак солидарность с гей-сообществом надела розовый браслет. Впрочем, судья, который вел процесс, отказал истцам, грамотно и исчерпывающие оспорил все претензии поборников "нравственности" - в частности, подчеркнув, что российским семьям угрожает алкоголизм, а не гомосексуализм. Казалось бы, все должны были увидеть нелепость этого закона. Но нет, регионы один за другим стали принимать похожие. А в 2013 году закон о запрете "пропаганды гомосексуализма" был принят на федеральном уровне.

Еще никогда в России столько не говорили о гомосексуальности. Эта тема затмила все остальные - если бы действительно кому-то захотелось бы заняться пропагандой однополой любви, сложно представить себе более эффективную стратегию.

Со стороны могло бы сложиться впечатление, что проблема гомосексуальных отношений действительно самая острая сегодня в России, а геи - главные враги российской семьи и угроза стабильности.

Только вот выяснилось, что 86 процентов россиян на вопрос: «есть ли среди ваших знакомых гомосексуалы или лесбиянки?» ответили отрицательно. То есть подавляющее большинство людей, озабоченных поведением геев, никогда не встречались с ними в реальной жизни.

При этом пять процентов россиян, следуя вышеупомянутому исследованию, предлагают их «физически уничтожить». А, когда формулировка была изменена на завуалированное: «ликвидировать» , количество процент желающих расправится с «другими» возрос до 19 процентов. http://www.levada.ru/12-03-2013/strakh-drugogo-problema-gomofobii-v-rossii

Обобщенный Чужой

Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе» , принятая 18 января 2006 года определяет гомофобию как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждении, подобном расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму». Знаменитый российский сексолог Игорь Кон, посветивший немало работ исследованию особенностей «отечественной» гомофобии, тоже рассматривал иррациональную неприязнь к геям как форму ксенофобии, подчеркивая, что два эти явления не только сходы, но и взаимосвязаны. Это страх перед «обобщенным чужим», которым так легко манипулировать, подставляя вместо «чужого» те или иные социальные группы.

Как в любой фобии, в основе неприязни к «другим», будь то люди другой национальности или сексуальной ориентации, лежат предрассудки. Россияне, как выяснилось, охотно верят в то, что гомосексуализмом можно «заразиться» : то, что гомосексуальность – «результат совращения» считает 17% россиян, а «плохого воспитания» - 23%. Часто в российских средствах массовой информации и выступлениях политиков гомосексуальность ставится в один ряд с педофилией и сексуальным насилием. Это то, что действует безотказно: Россия занимает лидирующее место в мире по количеству заключенных, а в армии до сих пор во многом действуют тюремные законы, в обществе разлита атмосфера агрессии - этот страх перед насилием, унижением, лишением достоинства переносится на людей с иной сексуальной ориентацией.

Будучи не в силах справиться с реальными проблемами - правовая и социальная незащищенность , чудовищная агрессия, демографические проблемы, общество пытается самоутвердиться через антипатию к другим, ищет «виноватых». И здесь власти, которые должны нести ответственность, за то, что происходит, услужливо придумывают нового «чужого», то есть врага.

"Пропаганда гомосексуализма приняла в современной России широкий размах. Такая пропаганда ведется как через средства массовой информации, так и через активное проведение общественных акций, пропагандирующих гомосексуализм как норму поведения", – пишут инициаторы нашумевшего на весь мир антигейского закона.

Довольно ловко манипулируя тем самым самыми болезненными вопросами, главной темой борьбы с гомосексуалистами в России выступает угроза традиционной семье, распад семейных отношений.

Именно в гомосексуализме, говорят они, кроется угроза сохранению и развитию многонационального народа РФ. "Семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства".

На самом деле, распад семьи, как общественного института - одна самых острых проблем сегодняшней России. В стране, где средняя продолжительность жизни мужчины самая низкая в Европе и Средней Азии - 63 года, где женщин детородного возраста почти 10 миллионов больше, чем мужчин, где каждый четвертый ребенок воспитывается одинокой мамой. И это только официальные данные - часто формальное наличие отца в семье отнюдь не гарантирует его непосредственного участия в воспитании ребенка. Традиционная российская семья сегодня - это мама и бабушка. Таким образом , большинство семей в России по -своему однополые.

Есть социологическая методика для измерения толерантности общества под названием «неприемлемые соседи». То есть - это не какие-то абстрактные недруги, а те, с кем бы не хотелось жить в рядом. Следуя исследованию ВЦИОМ проводил исследование выяснилось, что большинство россиян не хотели бы жить или работать рядом с алкоголиками - так ответили 65 процентов опрошенных. На втором месте, чуть меньше - 51 процент россиян признались, что не хотели бы жить рядом с геями. То есть с людьми, которых, напомним, 86 процентов жителей страны не видели никогда в жизни.

При этом не будет преувеличением сказать, что нет российской семьи, которая так или иначе не пострадала от алкоголизма.

Ежегодно от алкоголя в России умирает 500 000 человек в год, в большинстве мужчины среднего возраста. Причиной каждой третьей мужской смерти является алкоголь. С злоупотребление алкоголя в России напрямую или косвенно связано: 62.1% самоубийств, 72.2% убийств, огромный процент сердечно-сосудистых заболеваний, психических отклонений. Ежегодно в стране регистрируют более 40 тысяч случаев отравления некачественным алкоголем, в том числе и смертельных. Алкоголь - самая главная причина разводов.

Как получилось, что люди с легкостью подменили свои серьезные проблемы какими-то надуманными искусственными страхами.

Зав. кафедрой клинической психологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета Дмитрий Исаев считает, что это результат эффективной пропаганды. Пытаясь укрепить контроль над частной жизнью граждан, власть всегда начинает с борьбы с "инаколюбием", с непохожестью на одну, "правильную" модель, согласно которой следует мыслить и жить.

"Вспомним, что сталинский террор в 1934 году начинался с введения уголовной статьи за гомосексуализм, германский фашизм, придя к власти, также ввел уголовное преследование за гомосексуализм в 1933 году. При этом словесная риторика была зеркальной: в Германии гомосексуалистов называли "приверженцами коммунистической идеологии", а в СССР – "буржуазным пережитком», напоминает Дмитрий Исаев.

Именно поэтому, считает ученый, для российского общества так важно сегодня выступать против дискриминационных законов по признакам сексуальной ориентации – фактически, по его мнению, это борьба против возврата к тоталитаризму.

Like what you read?

Take action for freedom of expression and donate to PEN/Opp. Our work depends upon funding and donors. Every contribution, big or small, is valuable for us.

Donate on Patreon
More ways to get involved

Search