Hoppa till huvudinnehåll
#5 2012
6 min läsning

Услышьте голоса из Беларуси

Роль «социальных сетей» в стремлении к свободе четко видна во всем мире. Беларусь, которую часто называют последней диктатурой Европы, тут не исключение. КГБ уже давно имеет возможность держать под контролем газеты, радио и телевидение – новые медиа, однако, как представляется, увеличивают свое влияние. Наталья Радина, Главный редактор независимого новостного ресурса «Хартия 97», берет нас с собой на передовую.

Credits Text: Наталья Радина 02 juli 2012

На протяжении всех 18 лет правления диктатора Александра Лукашенко власти делали все, чтобы заглушить наш голос. Свободы слова в Беларуси нет, как нет у граждан Беларуси и других свобод и прав. Все они были методично и жёстко уничтожены, потому что малейшие послабления грозят диктатуре крахом.

Как уничтожалось свободное слово
В первый год диктатуры у нас появились «белые пятна» в газетах. Цензура вырезала неугодные материалы прямо в типографии. Затем стали закрываться одна за другой популярные независимые газеты. Государственное телевидение и радио превратилось исключительно в рупор пропаганды диктатуры, доступ на ТВ и радио для оппозиции был окончательно закрыт.

Потом в стране стали убивать журналистов, которые проводили независимые расследования преступлений Лукашенко и его окружения. Оператор российского телеканала Дмитрий Завадский был похищен и убит. Журналистка газеты «Солидарность» Вероника Черкасова была найдена мёртвой. Ей нанесли 25 ножевых ранений. Последняя жертва - основатель сайта charter97.org Олег Бебенин — был повешен в 2010 году за неделю до объявления даты президентских выборов в Беларуси.

Работать журналистом в Беларуси сегодня на самом деле страшно и опасно. Тем не менее мы продолжаем доносить до белорусов и мирового сообщества информацию о преступлениях, который творит режим в самом центре Европы.

Это сопряжено с большим риском. Оставшиеся в стране независимые печатные СМИ подвергаются сильнейшему давлению. Независимые газеты «Народная воля», «Наша Нива», «Белорусы и рынок» постоянно находятся под угрозой закрытия. Опасаясь потерять регистрацию или попросту лишиться жизни, у журналистов срабатывает инстинкт самосохранения, проявляется самоцензура, многие темы не освещаются. Тем не менее, то, что сегодня могут писать эти немногие выжившие газеты — крайне важно и необходимо.

СМИ, вещающие на Беларусь из-за рубежа — телеканал «Белсат», радио «Свобода», «Еврорадио», радио «Рацыя» - к сожалению, не могут охватить большинство населения страны. Власти препятствуют их распространению на техническом уровне — не пуская радио в ФМ-диапозон, а «Белсат» - в кабельные сети. Белорусские журналисты, которые работают на эти СМИ, сегодня в массовом порядке преследуются прокуратурой и спецслужбами.

Роль интернета
В условиях жесткой цензуры, угрозы закрытия изданий, невозможности распространять информацию на широкую аудиторию через телевидение, радио и печать, возросла роль Интернета. Пример сайта charter97.org, главным редактором которого я являюсь, показывает, что интернет-аудитория наиболее динамично развивающаяся. За год после президентских выборов, несмотря на репрессии, количество читателей нашего сайта выросло в 2 раза и составляет сегодня более 120.000 уникальных посетителей каждый день. Сегодня мы — самый популярный независимый новостной ресурс. В то же время сайты официальных СМИ в Беларуси занимают в рейтингах последние места, что отражает их истинную востребованность людьми. Нельзя заставить посещать интернет-сайт газеты администрации Лукашенко «Советская Белоруссия», как постоянно принуждают подписываться людей на печатную версию этой пропагандистской газеты.

В итоге власти стали брутально расправляться и с независимыми интернет-СМИ. Например, в течении года до президентских выборов сайт charter97.org пережили 5 обысков: в минской редакции сайта и моей квартире были конфискованы более 20 компьютеров, возбуждены три уголовных дела, сама я попала в день президентских выборов, 19 декабря 2010 года, в тюрьму по обвинению в организации акций протеста против фальсификации голосования. Отбыв 1,5 месяца в следственном изоляторе КГБ, я была вынуждена бежать из страны накануне суда. Сегодня charter97.org работает на Беларусь из редакций в Вильнюсе и Варшаве.

Вместе с еще несколькими оппозиционными ресурсами сайт charter97.org находится в «черных списках» - власти блокируют доступ к нему из государственных учреждений. Но, к счастью, в век Интернета полностью блокировать доступ к информации невозможно. Всегда будут находиться способы донесения информации до людей - через новостные интернет-ресурсы и социальные сети. В диктаторских странах журналистом может стать каждый. Популярной становится гражданская журналистика. Люди сами собирают свидетельства, пишут о том, что происходит с ними, их друзьями, соседями. Они не только делают, они еще и пишут Историю, благодаря Интернету.

Поэтому власти идут на откровенно криминальные методы давления, подвергая независимые сайты мощным ддос-атакам и блокируя на уровне государственного интернет-провайдера «Белтелекома» доступ к ним в наиболее «горячие» дни — во время акций протеста оппозиции или в дни выборов. Например, накануне нового года сайт charter97.org был взломан. Несколько компьютеров наших сотрудников были заражены вирусами, позволяющими отслеживать всю переписку по почте и Skype и красть пароли от административной части.

Нами было проведено расследование, которое дало ошеломляющие результаты. Подобным образом были заражены компьютеры многих независимых журналистов и оппозиционных политиков в Беларуси, что позволило спецслужбам следить за всей их деятельностью. Это дело уже получило название «белорусский Уотергейт».

Белорусский опыт «арабской весны»
Интернет-мобилизация, которая привела к революциям в странах «арабской весны», в Беларуси вызвала неадекватно жесткую реакцию властей. Белорусский режим действовал на опережение.

Спустя несколько месяцев после президентских выборов 2010 года в стране проходили акции молчаливого протеста, которые собирались через социальные сети. В ответ на это людей массово арестовывали и избивали, группы в социальных сетях блокировались, их модераторов вызывали на допросы в КГБ, вербовали. В итоге - многие были вынуждены покинуть страну.

И происходило это, кстати, благодаря сотрудничеству с российскими спецслужбами, потому что в Беларуси очень популярны российские социальные сети «Вконтакте», «Одноклассники». Именно благодаря помощи России белорусским спецслужбам предоставлялась информация о модераторах групп в этих социальных сетях.

Затем в Беларуси был принят закон, запрещающий организовывать акции протеста через социальные сети. Трудно найти нечто подобное по абсурдности в мире. Теперь, прежде чем написать в соцсети о предстоящей акции, нужна вначале получить разрешение на организацию мероприятия у властей.

Тем не менее, я уверена, мобилизация через интернет еще приведет к изменениям в Беларуси. Молодежные активисты и оппозиционные политики берут на вооружение приобретенный опыт, становятся более осторожными и изобретательными.

Нам нужна ваша солидарность
В условиях, когда в Беларуси и за рубежом есть люди и структуры, которые должны активно работать изо всех сил, чтобы приблизить время прихода к демократии, нам крайне важна солидарность международного сообщества. Необходимо продолжение политики санкций со стороны Европы в отношении белорусского режима.

В тюрьме мне было крайне неприятно понимать, что охранявшие меня сотрудники спецподразделения КГБ, которые скрывали свои лица под масками и были вооружены дубинками, содержатся, в том числе, на европейские деньги. Покупая у Беларуси нефтепродукты и калийные удобрения, Европа сегодня содержит репрессивный аппарат Лукашенко, потому что нефтяной и калийный бизнес принадлежит непосредственно семье диктатора и контролируется спецслужбами.

То, что власти боятся этих санкций — факт. По этой причине они грозят ввести уголовную ответственность за призыв к санкциям и запрещают выезд из страны наиболее активным оппозиционерам.

Никакая выгода и никакие деньги не должны быть важнее человеческой жизни. Пока в тюрьмах в Беларуси продолжают пытать политзаключенных, пока в центре Европы продолжает править диктатура, никакого сотрудничества с официальными властями Беларуси быть не должно. Иначе это предательство принципов свободы и демократии, за которые когда-то боролись европейские народы. Предательство не только белорусов, которые 18 лет продолжают жить в лукашенковском ГУЛАГе, но и самих себя.

И все равно я верю, что моя страна станет свободной. Как когда-то сказал Мартин Лютер Кинг: I have a dream.

Like what you read?

Take action for freedom of expression and donate to PEN/Opp. Our work depends upon funding and donors. Every contribution, big or small, is valuable for us.

Ge en gåva på Patreon
Fler sätt att engagera sig

Sök